Современная реклама пытается сначала создать условия для осознания покупателем рекламного обращения, осуществления им покупки и обеспечения не одноразового, а постоянного, процесса покупки. Поэтому реклама - это единственный элемент маркетинга, который начинается с попытки понять потребителя, его запросы и потребности. Через то рекламные исследования осуществляются во многих аспектах: анализ товара, изучения рынка, анализ возможностей средств массовой информации и носителей коммуникации. Однако основное - исследовать характеристики потребителей и выяснить возможные мотивации их поведения. Современная реклама имеет в своем распоряжении широкую научную базу. Она вооружена средствами исследований, которые разрабатывались на протяжении веков выдающимися социологами.
В Украине, как и в целом в мире, рекламу рассматривают как ведущую составляющую и информативную силу маркетинговых коммуникаций. Повышенная заинтересованность психологическими факторами влияния рекламы объясняется преимущественно проблемами с созданием нового продукта, поскольку, ввиду высокого уровня жизни, покупатель выдвигает высшие требования и обращает большее внимание на качество, чем на цену товара. Рынки товаров как повседневного спроса, так и промышленного назначения близки к насыщению, а возможности экстенсивного экономического развития уже почти исчерпаны.
Общая коммуникационная модель американского политолога Лас-свела имеет такой вид:
Рекламу понимают в настоящее время как специальную форму коммуникаций, направленную на побуждение людей к определенной, подчиненной целям маркетинга поведения. Основой коммуникации является реципиент, то есть тот, кто воспринимает информацию (рекламное обращение). Его личностные характеристики - консерватизм, уверенность в себе, склонность к новому, менталитет и тому подобное - влияют на восприятие и оценку рекламного обращения.
Процесс рекламной коммуникации можно условно разделить на отдельные фазы с соответствующим поведением реципиентов.
Перед распространением обращения на так называемой фазе кодировки разрабатывается концепция рекламы. Целую рекламу, как правило, определяют рекламодатели, а уже рекламные обращения создают специальные фирмы - рекламные агентства.